Регистрация или Войти
|
Известно, что львиная доля успеха любой компании обеспечивается людьми, которые в ней работают. SMM – это довольно специфическая сфера деятельности, совершенно особый бизнес, и работать в нем на длительной основе и эффективно сможет далеко не каждый. Далее я расскажу о своем опыте подбора сотрудников в SMM-компанию, который, возможно, не является универсальным, но который себя зарекомендовал на протяжении последних 7 лет, когда я создавал и развивал Агентство Green.
SMM я воспринимаю, как значимое дело моей жизни, поэтому те, с кем я работаю – также значимы для меня. Я изначально решил, что в моей компании не будет случайных и проходных людей, для которых то, чем я занимаюсь, будет всего-навсего рутинной работой или простым зарабатыванием денег. Для обычного заработка есть много других способов деятельности – для этого не нужно работать в команде на постоянной основе. А полноценное SMM-агентство подразумевает именно командную работу с полной отдачей себя текущим проектам. Клиент должен ощущать, что на него работает не обычный исполнитель, а человек умный, творческий, заинтересованный не просто в формальном выполнении взятых обязательств, но в конечном успехе всего дела и, разумеется, в ненанесении клиенту и его фирме серьезного репутационного вреда. Такой человек должен быть по-настоящему талантливым и обладать хорошей интуицией, а этому, увы, не учат ни в школе, ни в университете. Интуиция и талант либо есть, либо их нет.
Принято считать, что, в первую очередь, необходимо проверять сотрудников на адекватность. Но сразу же встает вопрос – на адекватность кому и чему? Лично я считаю, что настоящий SMM‑специалист должен быть немного сумасшедшим, то есть фанатом той среды, в которой ему приходится работать. Что это значит? По меньшей мере то, что социальные сети не должны быть только местом его работы. Хорошо, если он также является успешным блогером, а его страницы в социальных сетях интересны многим людям или любопытны профессионалам в той или иной области – не так уж важно в какой именно. Важно другое – чтобы за его виртуальным образом стояла реально неординарная личность, умеющая нестандартно мыслить, самостоятельно принимать решения и вникать в саму суть происходящего.
С каждым из будущих сотрудников моей постоянной и основной команды (а это уже давно не более 4-5 человек), перед приемом на работу я встречался лично, чтобы убедиться воочию – можно ли будет с ним работать сообща или нет. Мне нужно было определить психотип человека, его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны, преимущества и недостатки. С первого раза и без должной подготовки это все, конечно, выявить довольно трудно, но без живой встречи и непосредственного разговора работать с человеком плечом к плечу я бы никогда не решился. Самодурство и профнепригодность в SMM влекут за собой слишком большие финансовые издержки… В идеале члены одной команды должны относиться к разным психотипам, чтобы гармонично дополнять и взаимообогащать друг друга. При грамотной управленческой политике это минимизирует и межличностные конфликты между ними, к которым, впрочем, на месте руководителя тоже нужно быть готовым.
Один мой знакомый, глава известной компании, правда, работающей в несколько иной сфере, использует для тех же целей подбора сотрудников особую систему, подразумевающую нумерологические и астрологические выкладки, чтобы понять характер человека, выяснить – подойдет он ему в качестве коллеги или нет. Все это, само-собой, не имеет никакого отношения к точной и объективной науке. Но в жизни часто даже очень успешные люди в принятии важных решений отдают приоритет иррациональным вещам и субъективному восприятию. К примеру, всемирно известная президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер, подготовившая немало олимпийских чемпионок, признавалась в ряде интервью, что делала специальные астрологические рассчеты для своих воспитанниц.
Сразу скажу, что я не приверженец всех этих оккультных штучек, но мне важно, чтобы человек вызывал у меня симпатию и интерес своими личностными качествами, которые, на первый взгляд, могут напрямую не относиться к делу. Однако имея за спиной серьезный стаж работы в сфере SMM, я давно понял, что никогда нельзя знать наперед какое качество или навык человека могут пригодиться, ведь заказы и клиенты, как оказалось, тоже могут быть самыми необычными и фантастическими. Да и сами социальные сети не стоят на месте – чтобы понимать происходящие в них процессы и уметь их подстраивать под актуальные задачи, нужно всегда быть на шаг впереди, а для этого важна и насыщенная внутренняя жизнь, дающая силы и энергию для того, чтобы решать проблемы самой разной сложности.
Хороший сотрудник SMM-компании может быть кем угодно и иметь любое образование, любой круг интересов в своей повседневной жизни, но он обязательно должен быть зрелой личностью, психологически взрослым человеком, желательно уже состоявшимся в жизни. В SMM часто приходится иметь дело с очень запутанными ситуациями и далеко не простыми людьми – в интернете вообще из людей вылезает не всегда самое лучшее, что в них есть. Поэтому крайне важна стрессоустойчивость, умение абстрагироваться от троллей и той грязи, которые они льют друг на друга и окружающих. Также важно, чтобы SMM-специалист имел достаточный жизненный опыт и кругозор, позволяющие ему понимать язык и особенности мировоззрения людей разных возрастных групп, социального положения, национальной и религиозной принадлежности и т.п. Человек с подростковым мышлением на такое, в большинстве случаев, не способен даже не в силу недостатка эрудиции, а потому что какие-то вещи нужно пережить практически, чтобы начать понимать других людей.
Оптимальный возраст специалиста, работающего в SMM, – это 25-35 лет. Я называю это «золотым десятилетием», последним этапом молодости, когда накоплено уже достаточно компетенций и, вместе с тем, еще хватает задора и столь необходимой жизненной восприимчивости, умения быстро переключаться с одного на другое. После 35-ти состоявшиеся специалисты, накопившие огромный опыт, как правило, переходят в более общую сферу консалтинга.
Что может быть еще полезно в SMM? Если не говорить о собственно технической составляющей, то это, конечно, великолепное знание психологии, о чем уже говорилось выше, и виртуозное владение словом. И дело даже не в том, чтобы освоить все секреты НЛП, а просто в понимании возможностей языка как мощнейшего инструмента интернет-коммуникации. То есть профессионал от SMM должен уметь актерски менять виртуальные маски интернет-персонажей, делая каждого из них похожим на живого человека, со всеми особенностями его мировосприятия, манеры общаться и проч. – в одно и то же время быть способным мыслить на уровне агрессивного тролля, добродушного эльфа, специалиста-зануды, весельчака-балагура и др. Часто мастерское умение работать с языком позволяет решить многие проблемы в сетевом общении. Ювелирная точность в словесных формулировках и особая восприимчивость к мельчайшим смысловым нюансам текста – это практически беспроигрышное оружие защиты и нападения в любых интернет-баталиях.
Очевидно, что все это может быть эффективно использовано лишь при условии, что человек обладает хорошим чувством юмора и достаточной самоиронией. Умение вызвать смех пользователей удачной шуткой или каламбуром, чтобы, например, увести обсуждение с нежелательной темы на вполне себе нейтральную, – тоже весьма ценно в профессии SMM-специалиста. Увы, хорошему чувства юмора тоже никого нельзя научить, но зато можно подобрать себе в сотрудники людей, у которых это чувство развито в необходимую меру. Собственно, без бодрого состояния духа и заразительного оптимизма в SMM будет работать невыносимо тяжело.
Наконец, в заключение скажу несколько слов о принципе работы в команде, как я его понимаю. Каждому сотруднику должно быть комфортно и интересно работать в компании, он должен расти вместе с ней, приобретая новое знание и новые возможности. SMM – это целый мир, глубинное погружение в который ежедневно и ежечасно меняет человека, делает его более гибким и сообразительным, позволяет раскрыть его творческий потенциал, улучшить навыки общения с людьми и, на ряду со всем этим, заработать хорошие деньги. Обмен профессиональным опытом в команде – это незаменимая вещь. Своих новых сотрудников я сразу же предупреждаю, что им предстоит учиться, не переставая, но что в этом деле они не будут одиноки. Желание, помноженное на способности и терпение, не могут не дать положительных результатов.
Также читайте по этой теме
Подписаться на рассылку!
Мероприятия
Читайте CRM Experts в социальных сетях!
Публикации по месяцам
Книги о CRM