Регистрация или Войти
|
Есть одна страшная тайна – некоторые руководители отделов продаж не знают, как правильно строить переговоры с клиентом. Не знают, какими аргументами «зацепить» клиента, как вызвать доверие за семь минут телефонных переговоров, как ответить на сомнения: «дорого», «у нас уже все есть», «чем вы лучше», «пришлите ваше предложение – мы его обязательно рассмотрим». Не знают тех обыденных простых шагов, которые должны делать продавцы любого отдела продаж.
И, чтобы скрыть эту страшную тайну – такие руководители ничего не требуют от продавцов. Вернее, требуют только выполнения планов, никак не заботясь о самом качестве переговоров с клиентами.
К чему это приводит?
- Продавцы придерживаются линии пассивных продаж. Менеджеры подсознательно копируют отношение руководства к переговорам, и искренне считают, что от того, как они общаются, продажи не зависят. «Кому надо – тот и купит»
- Продавцы ежедневно с упорным постоянством воспроизводят стандартные ошибки в переговорах. Говорят о продукте, а не о выгодах клиента; не заботятся о хорошем контакте с заказчиком; не задают вопросов и на типовые сомнения предлагают типовые ответы, никак не связанные с потребностями покупателя. Применение этих ошибок еще больше усиливает уверенность, что «кому надо – тот и купит», «я ему и так все сказал», «клиенты пошли избалованные», «у нас цены высокие», «слишком много конкурентов»
- В компании развивается «синдром звезд» в случае, если появляются менеджеры, по каким-то причинам (не связанным с процессом управления продажами) продающие больше, чем все остальные. За «звезд» отчаянно держатся, обожествляют их, ставят в пример и терпеливо сносят истерики.
- Компания продает хронически меньше своих возможностей. В некоторых отраслях на рынке В2В 90% продаж – это личные переговоры с клиентом. Ни сайты, ни реклама, ни акции стимулирования, а личные переговоры с клиентом.
- Коммерческий директор испытывает постоянный стресс – ведь хранить тайну-то непросто. Кроме этого – ощущение бесконтрольности важных процессов продажи сильно вредит здоровью.
И зачем, спрашивается, такие тайны?
Изменить ситуацию поможет важный инструмент продаж – сценарий переговоров.
Сценарий переговоров отражает процесс заключения сделки и включает описание приемов, которые должен использовать продавец. Сценарий продаж эффективно работает, если используется вместе с другими инструментами:
- Портрет клиента: описание целевых сегментов (подробное описание данного инструмента в статье «Тот, кто должен постоянно приносить деньги»)
- Информация о продукте с акцентом на выгоды потребления
- Карточка клиента (желательно упакованная в какую-нибудь приличную CRM)
- Таблица сравнительного анализа (подробное описание данного инструмента в статье «В пику конкуренту»)
- Ответы на типовые возражения
- Лист подготовки – отчета (подробное описание данного инструмента в статье «Ключ к большим продажам – подготовка»)
Если пока данные инструменты не разработаны, то можно начать с портрета клиента, а потом перейти к сценарию переговоров.
Давайте посмотрим, как это можно сделать на примере создания сценария холодного звонка для продажи кондитерских изделий под брендом «Земляника»
Портрет клиента
Как надо строить разговор с Виктором Степанович Горемыкиным – управляющим кондитерского магазина – чтобы он покупал наши пряники «Земляника»? Для этого надо подробно описать сегмент, к которому принадлежит потенциальный клиент.
Портрет клиента должен описывать следующие характеристики:
- Кто покупает наш продукт?
- Кто влияет на решение о покупке?
- Какие бизнес выгоды потребления?
- Каковы покупательские критерии?
- Когда потребитель осознает необходимость в нашем продукте?
- Прямые конкуренты нашего предложения?
- Косвенные конкуренты нашего предложения?
- Где потребитель получает информацию о продукте?
Портрет клиента для сегмента – специализированные кондитерские точки – выглядит таким образом.
Характеристика | Типовое поведение |
Кто покупает наш продукт?
|
Товаровед
Коммерческий директор Управляющий |
Кто влияет на решение о покупке?
|
Продавцы кондитерского отдела |
Какие бизнес выгоды потребления? |
|
Каковы покупательские критерии?
|
|
Когда потребитель осознает необходимость в нашем продукте?
|
|
Прямые конкуренты нашего предложения?
|
10 компаний с аналогичным товаром и похожими условиями поставки |
Косвенные конкуренты нашего предложения?
|
Другие кондитерские изделия |
Где потребитель получает информацию о продукте?
|
Из бесед с многочисленными торговыми представителями
Справочник «Кондитеры России» |
Наличие структурированной информации о потенциальном заказчике позволяет нам выбрать фразы, которые должны заинтересовать покупателя, и которые войдут в сценарий переговоров.
Как использовать данную информацию для сценария переговоров
Основные способы перевода информации из портрета клиента в сценарий разговора:
- Прием: «выгода»
- Прием: «информация о клиенте + предложение»
- Прием: «вопросы»
Прием: «выгода»
Обращение к выгоде клиента является универсальным приемом убеждения. И когда мы хотим, чтобы продавцы использовали «цепляющие фразы», нужно, чтобы их аргументы опирались на то, что клиент хочет получить.
В нашем примере потенциальная выгода сотрудничества из портрета потребителя может быть трансформирована в следующие фразы:
Бизнес выгоды потребления | Прием «выгода» – возможные фразы для сценария переговоров |
|
«Я звоню Вам, чтобы предложить взаимовыгодное сотрудничество, потому что на наших пряниках в среднем наши клиенты зарабатывает на 13% больше, чем на аналогичных позициях. Я хотел бы обсудить, какую реальную выгоду мы можем вам предложить с учетом вашей ситуации» |
|
«Включение наших продуктов позволит вам расширить ассортимент и привлечь более состоятельную аудиторию. Вот рядом построили новый дом – там живет состоятельная публика – как раз на них ориентирована наша продукция» |
|
«Я знаю, как привлечь вам клиентов, которые специально будут приезжать, чтобы купить кондитерку для своих спец мероприятий. Просто приведу пример, как это мы сделали в похожей ситуации…» |
Прием: «информация о клиенте + предложение»
Фраза данного приема состоит из двух утверждений: первое описывает ситуацию клиента, второе – описывает предложение, логично вытекающее из первого утверждения. Если покупатель согласен с первым утверждением, то вероятность того, что последующее предложение вызовет согласие, многократно возрастает.
Прием: информация + предложение. Возможные фразы:
Использование конкретной информации
«Я знаю, что …, поэтому хочу вам предложить…»
«Ваши требования …, поэтому важно будет…»
«Наше предложение … полностью соответствует Вашим задачам (ситуации)»
«Вы говорили, что…»
«Иван Иванович просил…, поэтому нам следует…»
Использование среднестатистической информации
«Часто бывает, что…, в этом случае полезно…»
«В среднем …, поэтому клиенты приобретают…»
«Тенденции сейчас таковы…, что стоит заранее рассматривать несколько предложений…»
«Статистика говорит о том…, поэтому многие заказчики…»
Утверждения, на которые Виктор Степанович будет кивать, хранятся в портрете клиента:
«Вам наверняка важно получать более высокую прибыль + именно поэтому я звоню, чтобы Вы могли получить дополнительную прибыль с нашего нового продукта – печенья «Земляника»
«Я знаю, Вы выбираете поставщиков, у которых наилучшее соотношение цены, возможных объемов и интересных условий + именно поэтому мне важно вас информировать о нашем предложении»
«В последнее время давление сетей на магазины у дома резко усилилось, покупатели предпочитают ездить далеко и делать большие закупки и выходом является – наличие своего особенно товара. + Именно поэтому я хотел бы обсудить введение наших топовых позиций – таких как печенье «Земляника»
Прием: «вопросы»
Какие вопросы часто задают продавцы? Насколько вы заинтересованы в нашем предложении? С кем уже сотрудничаете? На каких условиях? Знакомы ли с нашим брендом «Земляника»?
Вопросы хорошие, но они подходят только для обсуждений конкретных условий, когда у клиента есть конкретный интерес. Для начала контакта, для понимания, чем клиента можно «зацепить» такие вопросы малопригодны. Опять же нам поможет портрет клиента. Посмотрим на ситуации, когда потребитель осознает необходимость в нашем продукте?
Когда потребитель осознает необходимость в нашем продукте? | Прием: «Вопросы» – возможные фразы для сценария переговоров |
|
Какие задачи актуальны сейчас?
За счет чего планируете развивать свой бизнес? Что делают ваши конкуренты? Как планируете обходить конкурентов? …
|
Теперь сценарий переговоров
У нас есть отдельные блоки с приемами: «выгода», «информация клиенте + предложение», «вопросы». В первом приближении их можно свести в сценарий переговоров.
В таблице показано соотношение различных приемов на каждом этапе заключения сделки.
Этап | Приемы |
Установление контакта | Приветствие
Представление Удобно ли говорить? Цель звонка |
Сбор информации | Прием: Информация о клиенте + предложение
Прием: Вопросы |
Презентация | Прием: Выгоды предложения
Прием: Метафора Прием: цифры Прием: пример Прием: экспертное мнение |
Работа с сомнениями | Прием: Вопросы
Прием: «Согласись и опровергни» |
Завершение сделки | Договоренность о следующем контакте (звонок, встреча, письмо)
Позитивные эмоции |
Таким образом, основное «тело» сценария у нас готово. Оно должно быть большим и вариативным. Добавив к нему фразы о цели звонка; приемы убеждения, усиливающие выгоду клиента (метафоры, цифры, истории); приемы работы с сомнениями – мы получим сценарий, из которого продавец будет плести паутину своего собственного разговора с Виктором Степановичем Горемыкиным.
Более того, теперь мы можем проверить, как он подготовился к переговорам, – ведь у нас есть лист подготовки к переговорам! Просим нашего продавца писать конкретный сценарий для каждого конкретного клиента – проверяем, поддерживаем, помогаем, ругаем (если надо), отправляем заново переписывать сценарий.
Как это работает на практике
Рассказывает Ольга Федотова – коммерческий директор сайта JOB.RU
Для решения задачи усиления телефонных продаж использовался сценарий переговоров илист подготовки – отчета
«На первом этапе, в течение первых трех дней после тренинга, менеджеры писали небольшие сценарии по шаблону, где описывали предполагаемый звонок конкретному клиенту. Практически все сценарии были похожи друг на друга: общая потребность компании (срочно нужен специалист), предложение стандартного продукта, либо перечень продуктов, и детальное описание характеристик этих продуктов. И главное, у всех сценариев был счастливый конец. Клиент с радостью покупал ВСЕ!
Несмотря на слишком оптимистические сценарии менеджеров, такая работа была очень важна. Необходимо было заставить менеджеров начать писать эти сценарии. Менеджеры считали это пустой тратой времени и очередной прихотью руководства. Я часто слышала: «Нам надо продавать, а не тратить время на сценарии». Но мы были стойкими!
На втором этапе, более продолжительным по времени (две недели, но каждый день!!!) мы требовали структурированной работы с текстом. Менеджеры уже поняли, что руководство от них не отстанет, и все выполняли. Я просила выделять желтым фоном выгоды клиента. Естественно, все сценарии запестрели желтым цветом, но, как и ожидалось, фоном были выделены опять таки характеристики продукта. В работу вошел второй цвет, который выделял на фоне характеристик непосредственно выгоды. И вот тут работа сдвинулась с мертвой точки. И даже у менеджеров появился азарт.
Далее, мы стали писать два сценария на одного клиента: до звонка (что ожидаем) и после (что получили). Очень забавно было. В этот момент подключилось понимание у менеджеров, что правильнее определить потребности клиента до звонка. И это возможно при предварительном сборе информации о клиенте. Поэтому к сценариям мы присоединили таблицу с 17-ю вопросами о клиенте, отработанными на тренинге.
Конечно, такое написание сценариев требовало уже большего времени, и мы стали требовать от менеджеров, которые давно работают в команде, предоставление сценариев 2 раза в неделю, а от менеджеров-новичков – ежедневное выполнение. Параллельно на еженедельных совещаниях обсуждали наиболее интересные случаи.
Наиболее азартные менеджеры стали отрабатывать искусство «Выгод» в скайп-переписках с клиентами прямо в онлайн-режиме с последующим разбором!!! а потом и с последующим выставлением счетов!!!
В таком режиме мы продержались два месяца. Самым сложным во всем этом процессе оказалось стойкость и регулярность.
Зато результатами работы остались очень довольны.
Уже в течение первого месяца после тренинга менеджеры с опытом работы более года вросли по выручке в среднем на 20% Менеджеры с опытом работы не более 6 месяцев увеличили выручку в среднем на 87%, что позволило им психологически уйти от мнения, что «база клиентов маленькая, т.к. все хорошие клиенты у старичков» и с хорошим настроением и трендом по выручке работать дальше.»
Выводы
Короче, если у вас есть смутное подозрение, что менеджеры недостаточно хорошо общаются с клиентом, и от этого вы продаете меньше, пора начинать работу по созданию сценария переговоров.
Во-первых, это реальный рычаг повышения продаж
Во-вторых, это реальный инструмент контроля работы менеджеров
В-третьих, Виктор Степанович Горемыкин – наш потенциальный клиент – тоже начнет себя лучше чувствовать
Первоисточник здесь
Также читайте по этой теме
Подписаться на рассылку!
Мероприятия
Читайте CRM Experts в социальных сетях!
Публикации по месяцам
Книги о CRM